Порядок проведения проверок контролирующими органами

Что такое график проведения проверок?

На основании утвержденных и направленных в территориальные органы Комитета по правовой статистике и специальным учетам РК полугодовых графиков проверок Генеральная прокуратура РК формирует полугодовой сводный график проведения проверок. Полугодовой сводный график проведения проверок размещается Генеральной прокуратурой РК на официальном интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры РК в срок до 25 декабря текущего календарного года и до 25 мая текущего календарного года (Списки профилактического контроля и надзора на 1 полугодие 2024 года во вложении).

В настоящее время деятельность по проверкам субъектов предпринимательства регламентируется Предпринимательским кодексом Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V (далее — Предпринимательский кодекс РК) и рядом других законодательных актов, в зависимости от государственных органов, осуществляющих проверку (налоговые органы — Налоговым Кодексом РК, таможенные органы — Кодексом РК «О таможенном деле в РК» и т.п.).

Что перед проверкой осуществляет госорган?

Сам процесс проверки условно можно разделить на следующие этапы:

1. ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕРКЕ

Перед началом плановой проверки или выборочной проверки, проверяющий государственный орган должен в обязательном порядке известить проверяемого субъекта в письменном виде не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до начала самой проверки с указанием даты начала проверки и предмета проведения проверки.

О начале проведения внеплановой проверки и профилактического контроля и надзора проверяющий орган обязан известить проверяемого субъекта не менее чем за сутки (исключение составляют случаи, предусмотренные подпунктами 1), 3) и 6) части одиннадцатой пункта 3 статьи 141, подпунктами 3), 4), 9) и 10) пункта 3, пунктами 6, 7 и 8 статьи 144 Предпринимательского кодекса РК) до начала самой проверки с указанием предмета проведения проверки.

Извещение о начале проведения проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора органом контроля и надзора вручается нарочно, направляется в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо посредством электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, по адресу электронной почты субъекта контроля и надзора, если такой адрес ранее был представлен субъектом в орган контроля и надзора, или иным доступным способом.

Что необходимо сделать субъекту предпринимательства когда пришел проверяющий орган?

2. НАЧАЛО ПРОВЕРКИ

При появлении в организации представителя проверяющего органа, осуществляющего проверку, в указанный в извещении срок (при наличии такового), он обязан представиться, предъявить свое служебное удостоверение и представить для ознакомления акт о назначении проверки на служебном бланке проверяющего органа.
Началом проведения проверки считается дата вручения субъекту контроля и надзора (руководителю юридического лица либо его уполномоченному лицу, физическому лицу) акта о назначении проверки или профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, а также ознакомления субъекта контроля и надзора с проверочным листом с указанием пунктов требований, подлежащих проверке и профилактическому контролю и надзору с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора.

Отказ от получения акта о назначении проверки не является основанием для отмены проверки.

Как можно проверить законность проверки?

3. ПРОВЕРКА ПРАВОМЕРНОСТИ ПРОВЕРКИ

Прежде чем предоставлять представителю проверяющего органа доступ к проверке организации, необходимо убедиться в правомерности проведения проверки по следующим критериям:

Законность проверки:
Все проверки субъектов частного предпринимательства должны быть в установленном порядке зарегистрированы.
Проверить регистрацию проверки при помощи информационного сервиса Комитета по правовой статистике и правовым учетам по следующей ссылке https://qamqor.gov.kz/check.

Как проверить полномочия проверяющего?

Полномочия представителя проверяющего органа:

Проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое (которые) указано (указаны) в акте о назначении проверки.

СОВЕТ: Внимательно сверьте данные служебных удостоверений представителя (ей) проверяющего органа с данными указанными в акте о назначении проверки. Если прибывший (ие) лица не указаны в акте о назначении проверки, то Вы имеете право не допустить таких лиц к проверке.

ВАЖНО: Представитель проверяющего органа не вправе проводить проверку проверяемого субъекта (объекта), в отношении которого ранее проводилась проверка его вышестоящим (нижестоящим) органом либо иным государственным органом по одному и тому же вопросу за один и тот же период, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3), 4), 8), 9) и 10) пункта 3 статьи 144 Предпринимательского кодекса РК.

Какое время и срок проверки субъекта?

Время и сроки проверки:

Все проверки осуществляются в рабочее время проверяемого субъекта, установленное правилами внутреннего трудового распорядка.

Исключение составляет внеплановая проверка, инициированная в случаях необходимости пресечения нарушений непосредственно в момент их совершения, которая может проводиться во внеурочное время (ночное, выходные или праздничные дни).

СОВЕТ: Обязательно проверьте указанные в акте даты назначения проверки. Если сроки проверки истекли или еще не наступили, то Вы имеете право не допускать представителя проверяющего органа к проверке.

Наличие у представителя проверяющего органа документов, необходимых для проведения проверки.

После того как удостоверились в полномочиях проверяющего что еще необходимо сделать?

Перед началом проверки представители проверяющего органа обязаны предъявить:

  • акт о назначении проверки с отметкой о регистрации в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам. СОВЕТ: Внимательно ознакомьтесь с актом о назначении проверок, так как если он оформлен с нарушениями, Вы имеете право его обжаловать. В случае проведения проверки одновременно несколькими проверяющими органами, акт о назначении проверки должен быть предоставлен от каждого из данных органов.
  • служебное удостоверение. СОВЕТ: Убедитесь, что служебное удостоверение является действительным (проверьте срок действия документа, наличие номера, печати и т.п).
  • разрешение компетентного органа на посещение режимных объектов. ВАЖНО: Если для доступа на территорию или в помещения, подлежащие проверке, согласно законодательству РК необходим специальный допуск, то при его отсутствии Вы не имеете права допускать представителя проверяющего органа к таким территориям или помещениям.
  • медицинский допуск, наличие которого необходимо для посещения объектов, выданный в порядке, установленном уполномоченным органом в области здравоохранения.

Если проверяющий затребовал документы, что можно предоставить и в какой форме?

4. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ПРОВЕРЯЮЩЕГО ОРГАНА

Предоставление в процессе проверки ответственными лицами запрашиваемых представителем проверяющего органа данных рекомендуем оформлять составлением соответствующего акта приема-передачи.

Выполнение данной рекомендации необходимо в целях возможности подтверждения в будущем факта представления представителю проверяющего органа определенных документов, а также в целях предотвращения утери документов в процессе проверки.

Важно: В случае если представитель проверяющего органа посчитает, что проверяемый субъект препятствует его доступу к материалам, необходимым для проведения проверки, он вправе составить об этом соответствующий протокол, который подписывается представителем проверяющего органа, осуществляющим проверку, и уполномоченным лицом проверяемого субъекта. При этом уполномоченное лицо проверяемого субъекта вправе отказаться от подписания такого протокола, предоставив письменное объяснение о причине отказа.

СОВЕТ: Тщательно контролируйте передаваемые представителю проверяющего органа сведения и помните, что представитель проверяющего органа не вправе:

  • проверять выполнение требований, не установленных в проверочных листах данного органа контроля и надзора, а также если такие требования не относятся к компетенции государственного органа, от имени которого действуют эти должностные лица;
  • требовать предоставления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки;
  • отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и (или) в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами, правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
  • разглашать и (или) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую коммерческую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
  • превышать установленные сроки проведения проверки;
  • проводить проверку проверяемого субъекта (объекта), в отношении которого ранее проводилась проверка его вышестоящим (нижестоящим) органом либо иным государственным органом по одному и тому же вопросу за один и тот же период, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3), 4), 8), 9) и 10) пункта 3 статьи 144 Предпринимательского кодекса РК;
  • проводить мероприятия, носящие затратный характер, в целях государственного контроля за счет проверяемых субъектов.

Как оформляется завершение проверки?

6. ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОВЕРКИ

По результатам проверки представителем проверяющего органа составляется:

  • акт о результатах проверки в двух экземплярах;
  • предписание об устранении выявленных нарушений в случаях выявления нарушений (Предписание составляется в соответствии с пунктами 2, 3 и 4 статьи 152-1 Предпринимательского Кодекса).

Один экземпляр акта о результатах проверки и предписания вручается руководителю субъекта частного предпринимательства, или их представителям для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий.

В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам проверки Вы имеете право их обжаловать в установленном порядке.

Руководствуясь п. 4 ст. 91 АППК, в случае несогласия с административным актом, административным действием (бездействием) участник административной процедуры вправе обратиться в вышестоящий административный орган, к должностному лицу с жалобой через административный орган, должностное лицо, чей административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются.

Согласно п. 1 ст. 92 АППК жалоба подается не позднее трех месяцев со дня, когда участнику административной процедуры стало известно о принятии административного акта или совершении административного действия (бездействия), а согласно ст. 99 АППК срок рассмотрения жалобы составляет двадцать рабочих дней.

Общее правило приостановления действия правового акта индивидуального применения, предусмотренное п. 4 ст. 65 Закона РК «О правовых актах», с 1 июля 2021 года перенесено в ст. 96 АППК, которой также предусмотрено, что подача жалобы приостанавливает исполнение административного акта, административного действия.

Если по результатам проверки нарушения:

  • Выявлены — по выявленным нарушениям проверяемый субъект в срок не позднее трех рабочих дней при отсутствии возражений вправе предоставить информацию о мерах, которые будут приняты по устранению выявленных нарушений, с указанием сроков, которые согласовываются с руководителем государственного органа, проводившего проверку;
  • Не выявлены — в акте о результатах проверки производится соответствующая запись.

Завершением проверки считается день вручения проверяемому субъекту акта о результатах проверки не позднее срока окончания проверки, указанного в акте о назначении проверки.

По истечении срока устранения нарушений, установленных в предписании об устранении выявленных нарушений, субъект контроля и надзора в течение срока, установленного в предписании, обязан предоставить в орган контроля и надзора, проводивший проверку, информацию об устранении выявленных нарушений.
В случае непредоставления субъектом контроля и надзора в установленный срок информации об исполнении предписания об устранении значительных и незначительных нарушений, определенных в критериях оценки степени рисков, выявленных в результате проверки, орган контроля и надзора в течение двух рабочих дней направляет субъекту контроля и надзора запрос о необходимости предоставления информации об исполнении предписания.

После получения запроса о необходимости предоставления информации в соответствии с частью первой настоящего пункта субъект контроля и надзора в течение трех рабочих дней обязан предоставить соответствующую информацию в орган контроля и надзора.

В случае непредоставления информации в соответствии с частью второй настоящего пункта орган контроля и надзора вправе назначить внеплановую проверку в соответствии с пунктом 3 статьи 144 Предпринимательского Кодекса.

C 01.01.2023 налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

1. Периодические налоговые проверки на основе оценки степени риска (Плановые).

2. Внеплановые налоговые проверки.

Периодические проверки назначаются по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных органов, а также сведений, полученных из официальных и открытых источников информаций, по деятельности налогоплательщиков. Основанием для назначения данного вида проверок является полугодовой график, утвержденный решением уполномоченного органа (КГД МФ РК), который размещается на интернет-ресурсе в срок до 25 декабря года, предшествующего году проведения проверок, и до 25 мая текущего календарного года. Внесение изменений в полугодовые графики проверок не допускается. До начала данного вида проверок, за 30 календарных дней вручается «Извещение», по истечении данного срока формируется и вручается налогоплательщику «Предписание» на проведение проверки, которое предварительно регистрируется в УКПСИУ.

К Внеплановым проверкам относятся все другие виды проверок, (пункт 3 ст. 145 Налогового кодекса) например:

  • по налоговому заявлению или по жалобе самого налогоплательщика.
  • по налоговому заявлению налогоплательщика по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость.
  • по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
  • на основании решения уполномоченного органа (КГД МФ РК).
  • в случае неисполнения налогоплательщиком уведомления налоговых органов об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля со средней степенью риска и т.д.

Особый порядок назначения внеплановых проверок предусмотрен Административно процедурно-процессуальным кодексом РК (АППК).  До момента вручения Предписания на проверку, налоговые органы должны уведомить налогоплательщика за 3 рабочих дня и провести в рамках АППК процедуру заслушивания.  По результатам заслушивания составляется «Протокол», с которым ознакамливается налогоплательщик. В течении трех рабочих дней налогоплательщику предоставлена возможность выразить свою позицию в письменном виде, в случае согласия с выявленным нарушением предоставляется дополнительная декларация с устранением выявленного нарушения. При устранении нарушения, налоговая проверка не назначается. В случае не поступления ответа по истечении трех рабочих дней, формируется Предписание на внеплановую проверку.

Порядок и правила проведения Периодических и Внеплановых  налоговых проверок являются едиными. Предписание с регистрацией в УКПСИУ вручается должностному лицу, в случае его отсутствия лицу его замещающего. После вручения предписания, внесение изменений в налоговую отчетность не допускается.
При проведении налоговой проверки инспектор руководствуется статьей 19 Налогового кодекса, в которой оговорены его права и обязанности.

По результатам проверки составляется «Акт проверки», который подписывается и вручается налогоплательщику. Завершением проверки считается дата вручения Акта проверки налогоплательщику. При наличии выявленных нарушений по результатам проверки, к акту проверки прилагается «Уведомление о результатах проверки», которое вручается налогоплательщику в течении 5 рабочих дней. Уведомление заверяется подписью и печатью налогоплательщика, подписями налогового инспектора проводившего проверку, должностным лицом Налогового органа и печатью налогового органа.

Если по результатам проверки предполагается доначисление превышающее 50 000 МРП, то до момента завершения проверки, составляется «Предварительный акт». Налогоплательщик имеет право предоставить письменное возражение на «Предварительный акт» в явочном порядке в течение 15 рабочих дней со дня вручения предварительного акта налоговой проверки.

Остались вопросы? Проконсультируйтесь с нашими специалистами, нажав кнопку ниже.