Вокруг авторского права существует несколько мнений относительно необходимости его оформления и узаконивания своих прав. Одни считают, что вовсе необязательно проводить определенные регистрационные процедуры на государственном уровне, ведь права на авторский объект вы можете считать своими пока кто-то другой их не оспорит и не докажет это в судебном порядке. Справедливости ради стоит отметить, что таких людей меньшинство. Большинство же считает, что любая интеллектуальная собственность обязательно должна быть зарегистрирована. И здесь дело не только в том, чтобы тешить свое самолюбие. Прагматичные люди регистрируют свои авторские права для того, чтобы обезопасить себя от происков конкурентов и избежать длительных судебных разбирательств. С авторским правом действует принцип «чем раньше, тем лучше».
Как правило, именно в суде приходится отстаивать свою репутацию, доказывать уникальность своего произведения (будь то литературное, музыкальное или иное творение) или эксклюзивность и неприкосновенность товарного знака. Масштабы плагиата и пиратства в последние годы разрастаются в геометрической прогрессии. Зачастую злоумышленники изменяют лишь какую-то незначительную деталь и тем самым стараются обойти закон об авторском праве, доказывая, что это абсолютно разные объекты. В таких случаях, имея на руках зарегистрированные права, правообладатель вправе подать иск о защите авторских прав и заказать экспертизу, которая докажет его правоту.
Регистрация товарного знака для защиты своих авторских прав
В современной конкурентоспособной среде невозможно привлечь и сохранить потребительский спрос без запоминающегося логотипа, звучного слогана. Все то, что побуждает потребителя возвращаться к вашей продукции, требует регистрации и нуждается в защите авторства, чтобы потом не пришлось выплачивать конкурентам компенсации. А это вполне реалистичный сценарий развития событий: фирма «А» не регистрирует свои права на торговую марку (бренд, логотип и т.д.), конкуренты создают близкий по визуальному исполнению продукт и регистрируют на него свои права, затем подают в суд и требуют взыскать с фирмы «А» упущенную выгоду. Именно поэтому все разработки фирменных стилей и бренд-буков компании держат в строгом секрете, а после утверждения сразу подают документы на регистрацию.
Регистрация товарного знака в Республике Казахстане осуществляется в соответствии с Законом РК «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Документированием занимается Национальный институт интеллектуальной собственности Министерства юстиции Республики Казахстан. В большинстве случаев производится регистрация товарных знаков, попадающих под одну из трех категорий:
- Словесный товарный знак представляет собой слово, сочетание символов (букв, чисел, знаков) или фразу;
- Изображение как товарный знак — при этом на регистрацию подают логотип компании;
- Комбинированный товарный знак включает в себя несколько элементов торговой марки, как графических, так и словесных.
Защита авторского права — очень непростой и трудоемкий процесс, а оформление и регистрация товарных знаков занимает очень длительный промежуток времени (иногда до одного года). Именно поэтому для минимизации рисков и ускорения процесса стоит обращаться к профессионалам, они не только знают всю процедуру «от» и «до», но также помогут избежать подводных камней.