По итогам 2023 года количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства в республике выросло на 23,4% до порядка 2 млн предприятий. Общая численность занятых в этом секторе увеличилась более чем на 18% до 4,1 млн человек.
31 декабря 2023 года в стране завершился мораторий на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях улучшения бизнес-климата внедрена новой политика в отношении предпринимателей, в частности, отмене излишних и устаревших требований.
С 1 января начала работать автоматизированная система управления рисками. С ней проверки будут назначаться только при выявлении рисков — задолженностей, штрафов, нарушений. Государство ожидает, что это вдвое сократит количество проверок бизнеса и уменьшит количество штрафов.
Риском является вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля и надзора жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий.
Под оценкой рисков понимается деятельность органов контроля и надзора по измерению вероятности причинения вреда.
Орган контроля и надзора для целей управления рисками при осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и (или) проверки относит субъекты (объекты) контроля и надзора к одной из следующих степеней риска (далее – степени риска):
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
На основании утвержденных и направленных в территориальные органы Комитета по правовой статистике и специальным учетам РК полугодовых графиков проверок Генеральная прокуратура РК формирует полугодовой сводный график проведения проверок. Полугодовой сводный график проведения проверок размещается Генеральной прокуратурой РК на официальном Интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры РК в срок до 25 декабря текущего календарного года и до 25 мая текущего календарного года.
В настоящее время деятельность по проверкам субъектов предпринимательства регламентируется Предпринимательским кодексом Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V (далее — Предпринимательский кодекс РК) и рядом других законодательных актов, в зависимости от государственных органов, осуществляющих проверку (налоговые органы — Налоговым Кодексом РК, таможенные органы — Кодексом РК «О таможенном деле в РК» и т.п.).
Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора, отнесенных к высокой степени риска, кратность проведения проверок на соответствие требованиям определяется критериями оценки степени риска, но не чаще одного раза в год.
Кратность проведения проверок на соответствие требованиям в отношении субъектов (объектов) контроля и надзора высокой эпидемической значимости в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения определяется не чаще одного раза в полгода.
Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора, отнесенных к средней степени риска, кратность проведения проверок на соответствие требованиям определяется критериями оценки степени риска, но не чаще одного раза в два года.
Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора, отнесенных к низкой степени риска, кратность проведения проверок на соответствие требованиям определяется критериями оценки степени риска, но не чаще одного раза в три года.
Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора, отнесенных к высокой или средней степени риска, проводятся:
- проверка на соответствие требованиям
- профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора;
- профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора;
- внеплановая проверка.
Для сфер деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора, отнесенных к низкой степени риска, проводятся:
- проверка на соответствие требованиям;
- профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора;
- внеплановая проверка.
Перед началом плановой проверки или выборочной проверки, проверяющий государственный орган должен в обязательном порядке известить проверяемого субъекта в письменном виде не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней до начала самой проверки с указанием даты начала проверки и предмета проведения проверки.
О начале проведения внеплановой проверки и профилактического контроля и надзора проверяющий орган обязан известить проверяемого субъекта не менее чем за сутки (исключение составляют случаи, предусмотренные подпунктами 1), 3) и 6) части одиннадцатой пункта 3 статьи 141, подпунктами 3), 4), 9) и 10) пункта 3, пунктами 6, 7 и 8 статьи 144 Предпринимательского кодекса РК) до начала самой проверки с указанием предмета проведения проверки.
Извещение о начале проведения проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора органом контроля и надзора вручается нарочно, направляется в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо посредством электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, по адресу электронной почты субъекта контроля и надзора, если такой адрес ранее был представлен субъектом в орган контроля и надзора, или иным доступным способом.
При появлении в организации представителя проверяющего органа, осуществляющего проверку, в указанный в извещении срок (при наличии такового), он обязан представиться, предъявить свое служебное удостоверение и представить для ознакомления акт о назначении проверки на служебном бланке проверяющего органа.
Началом проведения проверки считается дата вручения субъекту контроля и надзора (руководителю юридического лица либо его уполномоченному лицу, физическому лицу) акта о назначении проверки или профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, а также ознакомления субъекта контроля и надзора с проверочным листом с указанием пунктов требований, подлежащих проверке и профилактическому контролю и надзору с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора.
Что такое проверочный лист?
Регулирующий государственный орган и НПП Атамекен для однородных групп субъектов (объектов) контроля и надзора утверждают совместным актом проверочные листы.
Утвержденные проверочные листы размещаются на интернет-ресурсах регулирующих государственных органов.
Проверочный лист включает в себя перечень обязательных требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля и надзора, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.
Проверочный лист составляется в разбивке для однородных групп субъектов (объектов) контроля и надзора.
Под однородными группами понимаются субъекты (объекты) контроля и надзора, к которым предъявляются одни и те же требования.
Отказ от получения акта о назначении проверки не является основанием для отмены проверки.
Прежде чем предоставлять представителю проверяющего органа доступ к проверке организации, необходимо убедиться в правомерности проведения проверки по следующим критериям:
Законность проверки
Все проверки субъектов частного предпринимательства должны быть в установленном порядке зарегистрированы.
Проверить регистрацию проверки при помощи информационного сервиса Комитета по правовой статистике и правовым учетам по следующей ссылке https://qamqor.gov.kz/check.
Полномочия представителя проверяющего органа
Проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое (которые) указано (указаны) в акте о назначении проверки.
Представитель проверяющего органа не вправе проводить проверку проверяемого субъекта (объекта), в отношении которого ранее проводилась проверка его вышестоящим (нижестоящим) органом либо иным государственным органом по одному и тому же вопросу за один и тот же период, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3), 4), 8), 9) и 10) пункта 3 статьи 144 Предпринимательского кодекса РК.
Время и сроки проверки
Все проверки осуществляются в рабочее время проверяемого субъекта, установленное правилами внутреннего трудового распорядка.
Исключение составляет внеплановая проверка, инициированная в случаях необходимости пресечения нарушений непосредственно в момент их совершения, которая может проводиться во внеурочное время (ночное, выходные или праздничные дни).
Наличие у представителя проверяющего органа документов, необходимых для проведения проверки
Перед началом проверки представители проверяющего органа обязаны предъявить:
- акт о назначении проверки с отметкой о регистрации в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам. В случае проведения проверки одновременно несколькими проверяющими органами, акт о назначении проверки должен быть предоставлен от каждого из данных органов.
- служебное удостоверение. Необходимо убедиться, что служебное удостоверение является действительным (срок действия документа, наличие номера, печати и т.п).
- разрешение компетентного органа на посещение режимных объектов. Если для доступа на территорию или в помещения, подлежащие проверке, согласно законодательству РК необходим специальный допуск, то при его отсутствии Вы не имеете права допускать представителя проверяющего органа к таким территориям или помещениям.
- медицинский допуск, наличие которого необходимо для посещения объектов, выданный в порядке, установленном уполномоченным органом в области здравоохранения.
Предоставление в процессе проверки ответственными лицами запрашиваемых представителем проверяющего органа данных рекомендуем оформлять составлением соответствующего акта приема-передачи.
Выполнение данной рекомендации необходимо в целях возможности подтверждения в будущем факта представления представителю проверяющего органа определенных документов, а также в целях предотвращения утери документов в процессе проверки.
В случае если представитель проверяющего органа посчитает, что проверяемый субъект препятствует его доступу к материалам, необходимым для проведения проверки, он вправе составить об этом соответствующий протокол, который подписывается представителем проверяющего органа, осуществляющим проверку, и уполномоченным лицом проверяемого субъекта. При этом уполномоченное лицо проверяемого субъекта вправе отказаться от подписания такого протокола, предоставив письменное объяснение о причине отказа.
Представитель проверяющего органа не вправе:
- проверять выполнение требований, не установленных в проверочных листах данного органа контроля и надзора, а также если такие требования не относятся к компетенции государственного органа, от имени которого действуют эти должностные лица;
- требовать предоставления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки;
- отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и (или) в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами, правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
- разглашать и (или) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую коммерческую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
- превышать установленные сроки проведения проверки;
- проводить проверку проверяемого субъекта (объекта), в отношении которого ранее проводилась проверка его вышестоящим (нижестоящим) органом либо иным государственным органом по одному и тому же вопросу за один и тот же период, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3), 4), 8), 9) и 10) пункта 3 статьи 144 Предпринимательского кодекса РК;
- проводить мероприятия, носящие затратный характер, в целях государственного контроля за счет проверяемых субъектов.
По результатам проверки представителем проверяющего органа составляется:
- акт о результатах проверки в двух экземплярах;
- предписание об устранении выявленных нарушений в случаях выявления нарушений (Предписание составляется в соответствии с пунктами 2, 3 и 4 статьи 152-1 Предпринимательского Кодекса).
Один экземпляр акта о результатах проверки и предписания вручается руководителю субъекта частного предпринимательства, или их представителям для ознакомления и принятия мер по устранению выявленных нарушений и других действий.
В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам проверки Вы имеете право их обжаловать в установленном порядке.
Если Вам необходима помощь юристов на стадии включения Вашей компании в график проверок, либо в процессе проведения проверки, а так же обжалования результатов проверки в вышестоящий орган и суд, то Вы можете обратиться в Юридическую компанию «KORGAN» по номеру телефона + 7 700 5000 553 за консультацией.