Правила проведения проверок государственными органами

В Казахстане организации в зависимости от степени риска проверяются с разной периодичностью: от одного раза в полгода, год, три года или 5 лет. Юридическая компания KORGAN осуществляет юридическое сопровождение и защиту организаций при проведении проверок со стороны государственных органов, имея, при этом, немалый практический опыт и большой багаж теоретических знаний, которые полезно знать каждой организации.

Проверки по видам подразделяются на проводимые по особому порядку — на основе оценки степени риска в отношении конкретного проверяемого субъекта/объекта (Генеральной прокуратурой дважды в год формируется график проведения проверок бизнеса по особому порядку); внеплановые — по конкретным фактам и обстоятельствам, послужившим основанием для назначения проверки в отношении конкретного проверяемого субъекта/объекта.

Прежде чем прийти в организацию на проверку орган контроля и надзора обязан известить в письменном виде вашу организацию о начале проведения не менее чем за тридцать календарных дней до начала проверки по особому порядку проведения проверок с указанием даты начала проверки и предмета проведения проверки. В исключительных случаях оговоренных в предпринимательском кодексе проверяющие могут оповестить за сутки о начале проведения проверки.

Уже придя на объект уполномоченный проверяющий орган (лица) обязан предъявить проверяемому субъекту (объекту):

  • акт о назначении проверки со штампом о регистрации в Управлении Комитета по правовой статистике и специальным учетам вашей области (города);
  • служебное удостоверение;
  • проверочный лист.

Участие юриста юридическая компания KORGAN при проведении проверки дает возможность проверить полномочия проверяющих и цель их визита, а значит сузить область проверки или вообще остановить ее.

Кроме того, представители государственных органов часто злоупотребляют своими полномочиями, пользуясь неосведомленностью сотрудников организации, участие юриста позволяет своевременно препятствовать незаконным действиям проверяющих, а значит, снижает риск привлечения к ответственности.

Таким образом, юридическое сопровождение проверочных мероприятий органами власти является необходимой для любой сферы деятельности.

В акте о назначении проверки указываются:

1) номер и дата акта;

2) наименование государственного органа;

3) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;

4) сведения о специалистах, консультантах и экспертах, привлекаемых для проведения проверки;

5) наименование субъекта контроля и надзора или фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) физического лица, в отношении которого назначено проведение проверки, его место нахождения, идентификационный номер, перечень объектов контроля и надзора, участок территории.

В случае проверки филиала и (или) представительства юридического лица в акте о назначении проверки указываются его наименование и место нахождения;

6) предмет назначенной проверки;

7) срок проведения проверки;

8) правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

9) проверяемый период;

10) права и обязанности субъекта контроля и надзора, предусмотренные статьей 155 настоящего Кодекса;

11) подпись лица, уполномоченного подписывать акты, и печать государственного органа;

12) подпись руководителя юридического лица либо его уполномоченного лица, физического лица о получении или об отказе в получении акта о назначении проверки.

Сроки проведения проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора не должны превышать:

1) для субъектов микропредпринимательства — не более 5 рабочих дней и с продлением до 5 рабочих дней;

2) для субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства, а также субъектов контроля и надзора, не являющихся субъектами частного предпринимательства:

при проведении внеплановых проверок — не более 10 рабочих дней и с продлением до 10 рабочих дней;

при проведении проверок, проводимых по особому порядку, и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора — не более 15 рабочих дней и с продлением до 15 рабочих дней;

3) в области ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка — не более 5 рабочих дней и с продлением до 5 рабочих дней;

4) в области соблюдения трудового законодательства Республики Казахстан в части безопасности и охраны труда на строительных объектах с учетом их технической сложности:

относящихся к технически сложным объектам, — не более 5 рабочих дней и с продлением до 5 рабочих дней;

не относящихся к технически сложным объектам, — не более 4 часов рабочего дня и с продлением до 8 часов рабочего дня (ст.148 ПК РК).

Проверяющие лица, не указанные в акте о назначении проверки, не имеют право проводить проверку или присутствовать при проведении проверки.
Началом проведения проверки считается дата вручения акта о назначении проверки и проверочного листа.
Проверить регистрацию проверки вы можете в мобильном приложении Qamqor или, обратившись в раздел «Законность проверки вашего бизнеса» Информационного сервиса Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.
В завершение проверки, проверяющие составляют акт о результатах проверки в 2-х экземплярах, один из которых вручается Вам. Если имеются замечания или возражения, вы можете изложить их в письменном виде, которые прилагаются к акту.

В ходе проверки проверяемый субъект/объект имеет право:

— не представлять сведения, если они не относятся к предмету проводимой проверки или не относятся к периоду, указанному в акте;

— фиксировать процесс проверки с помощью средств аудио и видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица;

— обжаловать предписание и (или) акт о назначении, о результатах проверки, а также действия проверяющего лица в вышестоящий государственный орган, либо в суд;

— не исполнять необоснованные на законе запреты проверяющих, ограничивающих вашу деятельность (например, требование о приостановлении деятельности без наличия на то оснований – судебного акта);

— присутствовать при проведении проверки, а также привлекать третьих лиц к участию в проверке в целях представления своих интересов и прав.

Проверка признается недействительной, если проведена с грубыми нарушениями требований Предпринимательского кодекса, среди которых:

— отсутствие оснований проведения проверки;

— отсутствие акта о назначении проверки;

— несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки;

— нарушение периодичности проведения проверок по особому порядку и выборочных проверок;

— непредставление проверяемому субъекту акта о назначении проверки;

— назначение проверок по вопросам, не входящих в их компетенцию;

— проведение проверки без регистрации акта о назначении проверки в органах по правовой статистике и специальным учетам;

— нарушение сроков проведения проверок.

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Налоговая проверка проводится на основании предписания, которое должно содержать следующие сведения:

1) дата и номер регистрации предписания в налоговом органе;

2) наименование налогового органа, вынесшего предписание;

3) фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование налогоплательщика (налогового агента);

4) идентификационный номер;

5) форма и вид проверки;

6) фамилии, имена, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) проверяющих лиц, а также специалистов, привлекаемых для участия в проведении налоговой проверки в соответствии с настоящим Кодексом;

7) срок проведения налоговой проверки;

8) проверяемый период, за исключением хронометражного обследования.

Организация (ее сотрудники) при предъявлении должностными лицами налогового органа предписания и служебных удостоверений обязана обеспечить доступ этих должностных лиц и должностных лиц иных государственных органов, привлекаемых для участия в проведении налоговой проверки, на территорию и (или) в помещение (кроме жилых помещений) организации.

Организация вправе отказать должностным лицам налоговых органов в доступе в помещение организации в случае если:

1) должностными лицами не предъявлены предписание и (или) служебные удостоверения;

2) должностные лица не указаны в предписании.

Главное знать и помнить, что наличие Предписания о проведении налоговой проверки и/или Акта о назначении проверки не является безусловно законным основанием для проведения проверки.

Таковы основные моменты которые должны знать предприниматели если к ним пришли или намереваются прийти должностные лица с проверкой, но если вы опасаетесь самостоятельно участвовать в проверке то можете в любой момент обратиться к юристам юридической компании KORGAN за помощью!