Выбор специального налогового режима при регистрации бизнеса

В данной статье будет рассказано об основных моментах, на которые необходимо обратить внимание предпринимателям при открытии малого бизнеса и выбравших специальный налоговый режим, предусмотренный Налоговым кодексом РК.

В соответствии с Предпринимательским кодексом субъекты предпринимательской деятельности поделены на субъекты микробизнеса, малого, среднего и крупного бизнеса.

Налоговый кодекс предусматривает следующие специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса:

  • На основе патента;
  • На основе упрощенной декларации;
  • Специальный налоговый режим на основе фиксированного вычета;
  • Специальные налоговые режимы для производителей сельскохозяйственной продукции.

Специальный налоговый режим предусматривает для субъекта малого бизнеса упрощенный порядок исчисления и уплаты: индивидуального подоходного налога, социального налога и корпоративного налога, для каждого из режимов имеются определенные особенности.

Для того чтобы субъект малого бизнеса мог применять специальный налоговый режим он должен соответствовать следующим требованиям:

  • Среднесписочная численность сотрудников не превышает для специального налогового режима;
  • На основе упрощенной декларации – 30 человек;
  • С использованием фиксированного вычета – 50 человек.

Доход за налоговый период не превышает для специального налогового режима:

  • На основе патента – 300-кратный размер минимальной заработной платы (далее — МЗП), установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года. В 2018 году МЗП составил 28 284 тенге, соответственно доход не должен превышать 8 485 200 тенге;
  • На основе упрощенной декларации – 2 044-кратный размер МЗП, соответственно 57 812 496 тенге;
  • С использованием фиксированного вычета – 12 260-кратный размер МЗП, соответственно 346 761 840 тенге.

ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРИМЕНЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА

По виду деятельности. Субъект предпринимательства, осуществляющий деятельность на специальном налоговом режиме не вправе заниматься следующими видами деятельности:

  • производство подакцизных товаров;
  • хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;
  • реализация отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута;
  • проведение лотерей;
  • недропользование;
  • сбор и прием стеклопосуды;
  • сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;
  • консультационные услуги;
  • деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;
  • финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;
  • деятельность в области права, юстиции и правосудия;
  • деятельность в рамках финансового лизинга.

По субъектному составу. Не вправе применять специальный налоговый режим следующие субъекты:

1) юридические лица, имеющие структурные подразделения;

2) структурные подразделения юридических лиц;

3) налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах.

В целях налогообложения лиц, применяющих специальные налоговые режимы, иным обособленным структурным подразделением налогоплательщика признается территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, выполняющее часть его функций. Рабочее место считается стационарным, если оно создано на срок более одного месяца.

Положение настоящего подпункта не распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих исключительно деятельность по сдаче в имущественный наем (аренду) имущества;

4) юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов;

5) юридические лица, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим или особенности налогообложения;

6) некоммерческие организации;

7) плательщики налога на игорный бизнес.

Отдельно законодатель выделил услуги, которыми не вправе заниматься индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность на основе специального налогового режима на основе патента или упрощенной декларации, оказывающие услуги на основании агентских договоров (соглашений). Под агентскими договорами (соглашениями) понимаются договоры (соглашения) гражданско-правового характера, заключенные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, по которым одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны определенные действия от своего имени, но за счет другой стороны либо от имени и за счет другой стороны.

Налоговым периодом для применения специального налогового режима на основе патента или с использованием фиксированного вычета является календарный год.

Налоговым периодом для применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации является полугодие.

ОЧЕНЬ ВАЖНО обратить внимание на сроки для постановки на специальный налоговый режим:

  • На основе патента – для вновь образованного субъекта необходимо не позднее трех рабочих дней со дня представления уведомления о начале предпринимательской деятельности представить расчет стоимости патента в бумажной или электронной форме в соответствующий орган государственных доходов по месту нахождения;
  • На основе упрощенной декларации – вновь образованные юридические лица направляют уведомление в органы государственных доходов не позднее пяти рабочих дней после государственной регистрации юридического лица в органах юстиции. Несвоевременная подача уведомления не лишает права юридическое лицо подать уведомление о переходе на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, но данное исключение распространяется только на вновь образованных субъектов малого предпринимательства.

Дата начала применения налогового режима:

  • Для вновь образованных индивидуальных предпринимателей является дата постановки на регистрационный учет в качестве индивидуального предпринимателя в органах государственных доходов;
  • Для вновь образованных юридических лиц, представивших уведомление о применяемом режиме налогообложения в установленный срок, – дата государственной регистрации в органах юстиции.

Это основные моменты на которые необходимо обратить внимание начинающим предпринимателям при выборе специального налогового режима. В случае затруднения в выборе налогового режима, юристы юридической компании KORGAN могут подробно проконсультировать в офисе нашей компании.