В Казахстане будет проведена легализация имущества

17.06.2014

minfin.gov.kz, 11 июня

Целями налоговой амнистии (легализации имущества, включая деньги) является: – сокращение «теневой» экономики; – привлечение дополнительных финансовых средств в экономику страны, увеличение инвестиций в экономику страны; – стабилизация платежного баланса; – дополнительные поступления в бюджет.

Основные принципы легализации

Во-первых, легализация проводится в целях вовлечения в экономический оборот страны дополнительных средств и имущества.

Во-вторых, легализованные деньги и имущество не признаются доходом для целей налогообложения и, соответственно, не облагаются подоходным налогом. Сопутствующим законопроектом вносится соответствующее дополнение в Налоговый кодекс Республики Казахстан.

В-третьих, легализации подлежит имущество (включая деньги), полученное до начала легализации.

В-четвертых, субъекты легализации освобождаются от уголовной и административной ответственности по ряду статей.

Сроком легализации по законопроекту определен период с 1 сентября 2014 года по 31 декабря 2015 года.

К объектам легализации относится следующее имущество:
– деньги, ценные бумаги и доля участия в уставном капитале юридического лица.
– строения (сооружения), соответствующие целевому назначению и строительным нормам и правилам. При этом земельные участки, на которых расположены легализуемые объекты, должны принадлежать субъектам легализации на праве собственности.
– строения (сооружения), оформленные на ненадлежащее лицо.
– недвижимое имущество, находящееся за пределами Республики Казахстан.

Не подлежит легализации имущество, полученное в результате отдельных преступлений. В их числе преступления против личности, конституционных и иных прав и свобод человека, основ конституционного строя и безопасности государства, а также в результате совершения коррупционных и иных правонарушений и преступлений против интересов государственной службы.

Механизмы и инструменты легализации

Легализуемые деньги должны зачисляться на специальные сберегательные счета, открытые в банках второго уровня.

Далее субъект должен определиться с выбором инструмента легализации.

Во-первых, деньги можно держать на вышеупомянутых счетах, открытых в БВУ, в течение пяти лет, получая при этом вознаграждения по рыночным ставкам.

Во-вторых, при желании досрочного использования денег можно их инвестировать в экономику путем приобретения государственных ценных бумаг, облигаций банков второго уровня, национальных управляющих холдингов и компании, институтов развития и акций, реализуемых в рамках Программы «Народное IPO», а также иных ценных бумаг, размещаемых на Казахстанской фондовой бирже.

В-третьих, граждане могут приобрести объекты в рамках второй волны приватизации.

Если гражданин, легализующий деньги, не хочет использовать вышеуказанные механизмы инвестирования, то он вправе распоряжаться своими деньгами на свое усмотрение. При выплате ему таких денег банки второго уровня удержат сбор в размере 10% от легализуемых денег. Сопутствующим законопроектом вносятся соответствующие дополнения в Гражданский и Бюджетный кодексы Республики Казахстан.

По имуществу (кроме денег)

Легализация имущества (кроме денег) будет проводиться комиссиями при акиматах, путем представления субъектами легализации заявления и соответствующих документов.

При этом за легализацию имущества, находящегося за пределами Казахстана, будет взиматься 10%-й сбор.

В соответствии с законопроектом не подлежит легализации имущество, полученное в результате преступлений против личности, конституционных и иных прав и свобод человека, основ конституционного строя и безопасности государства, а также в результате совершения коррупционных правонарушений и преступлений, иных преступлений против интересов государственной службы.

Если имущество относится к категории, которая по Закону подлежит легализации, либо гражданин относится к лицам, которым не запрещена легализация, то беспокоиться не стоит.

Согласно статье 13 Закона граждане, легализовавшие имущество в соответствии с Законом, освобождаются от уголовной и административной ответственности.

Кроме того, статьей 5 Закона прямо запрещено проводить какие-либо процессуальные действия на основании информации, полученной при проведении легализации имущества.

Если же впоследствии, в ходе проведения оперативных мероприятий, не связанных непосредственно с полученной в ходе проведения легализации информацией о легализованном имуществе, следственными органами будет все же установлен факт легализации имущества, полученного, к примеру, в результате коррупционных правонарушений и преступлений, то результаты такой легализации (к примеру, решение комиссии о легализации) будут отменены, в том числе, при необходимости, в судебном порядке.

Причины проведения легализации

Казахстанский экономический рынок представляет собой перспективную сферу вложения капитала. В связи с развитием и становлением рыночных отношений в Казахстане, а также в условиях растущей международной взаимозависимости экономических отношений роль и значение финансового положения граждан значительно выросла и продолжает расти.

Наличие значительной доли теневого оборота влечет негативные последствия для государства. Вследствие чего, государство не получает установленные законодательством налоги, связанные с получением неучтенной прибыли. Наличие «теневого» имущества и, соответственно, «теневой экономики» расшатывает систему ценностей в обществе и ведет к правовому нигилизму. Имущество, выведенное из законного экономического оборота, не только не участвует в экономическом развитии страны, но и искажает картину экономического состояния и развития государства, не позволяя давать достоверные прогнозы такого развития и ставить реальные планы.

Неучтенное в экономике имущество отрицательным образом влияет, как на самих обладателей данного имущества, так и на государство и общество в целом. С такого имущества не поступают налоги. В этой связи государством предпринимаются беспрецедентные шаги по изменению сложившейся ситуации, когда «теневое» имущество, в особенности деньги, имея огромный потенциал для улучшения экономического положения страны, фактически остается вне экономического оборота.

Кроме того, наблюдается сокращение притока иностранных инвестиций, связанное с завершением ряда крупных инвестиционных проектов и начавшейся репатриацией транснациональными корпорациями инвестиционных доходов; снижение торгового баланса и сальдо счета текущих операций в виду кризисных явлений; снижение кредитования экономики со стороны банковского сектора.

Как отметил Глава Государства, с учетом продолжающейся нестабильности мировой экономики и тенденций ее влияния на экономику Казахстана, характеризующихся снижением инвестиции и торгового баланса, существует острая необходимость привлечения дополнительных ресурсов в экономику.

Поэтому, вкупе с поставленной задачей по вливанию в экономику 1 трлн. тенге из Нацфонда, предоставлению иностранным инвесторам дополнительного пакета стимулов, вывод из тени внутренних ресурсов отечественной экономики является реальным инструментом достижения указанной цели.

В связи с чем, задачей планируемой налоговой амнистии (легализации имущества, включая деньги) является создание условии для наиболее быстрого, простого и надежного возврата в оборот этих средств.

Опыт прошлых легализаций

Легализация – не новшество в мировой практике. Ряд стран Европы, многие штаты США проводят данную акцию по нескольку раз, поскольку проблема вывода капитала из тени является весьма актуальной во всех странах.

Так, программы по легализации доходов и капитала реализовывались в Индии – 5 раз, Португалии – 4 раза, Франции, Австрии, Ирландии – по 2 раза. Проходили легализации, причем также неоднократно в Италии. Были попытки амнистирования капиталов также в Бельгии и Германии.
К примеру, в США за период, начиная с 1982 года по 1997 год 40 штатов провели порядка 62 налоговых амнистий.

Казахстан, имея положительный опыт проведения легализации, который показывает, что данное мероприятие приносит позитивные результаты, как для граждан Казахстан, так и для развития экономики страны в целом. По итогам легализации 2001 года легализовано денег более чем на 480 млн. долларов США, по результатам легализации 2006-2007 годов легализовано денег и имущества порядка 845 млрд. тенге (6,8 млрд. долларов США), в бюджет поступили сборы за легализацию порядка 60 млрд. тенге (483 млн. долларов США).

Необходимо отметить, что легализованные деньги и имущество при выводе из «тени» начнут приносить доход в бюджет в виде налогов и сборов за финансовые и другие операции проводимые с ними. Кроме поступлений в бюджет уменьшится объем теневой экономики.

Легализация помимо всего обеспечит дополнительный приток неработающих средств из внешних и внутренних источников, что обусловит повышение кредитования экономики, уменьшение теневого оборота, а также увеличение поступлений в бюджет.