Порядок проведения проверок контролирующими органами

В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, в частности Предпринимательским Кодексом РК (далее – ПК РК или Кодекс) деятельность субъектов предпринимательства подлежит обязательному контролю и надзору в целях пресечения нарушения прав потребителей.

1. Государственным контролем (далее — контроль) является деятельность органа контроля и надзора по проверке и наблюдению на предмет соответствия деятельности проверяемых субъектов требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан, в ходе осуществления и по результатам которой могут применяться меры правоограничительного характера без оперативного реагирования.

1.1. Контроль подразделяется на внутренний и внешний.

1.2. Порядок проведения внутреннего контроля определяется Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

1.3. Внешним контролем является контроль, осуществляемый органом контроля и надзора по проверке и наблюдению за деятельностью проверяемых субъектов на соответствие требованиям, указанным в ПК РК.

Порядок проведения внешнего контроля определяется статьей 137 и параграфом 2 главы 13 ПК РК.

1.4. По результатам внешнего контроля в случае выявления нарушений законодательства Республики Казахстан государственные органы в пределах своей компетенции возбуждают административное, дисциплинарное производство либо инициируют соответствующие исковые заявления в пределах своей компетенции и (или) принимают иные меры, предусмотренные законами Республики Казахстан.

2. Государственным надзором (далее — надзор) является деятельность органа контроля и надзора по проверке, профилактике и наблюдению за соблюдением субъектами надзора требований законодательства Республики Казахстан с правом применения мер оперативного реагирования в ходе ее осуществления, по результатам которой могут применяться административные взыскания.

2.1. Надзор заключается в применении уполномоченным государственным органом правоограничительных мер оперативного реагирования без возбуждения административного производства.

2.2. Надзор подразделяется на:
1) высший надзор, осуществляемый прокуратурой от имени государства в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О Прокуратуре» и иным законодательством Республики Казахстан;
2) надзор, осуществляемый уполномоченными государственными органами в порядке и на условиях, установленных ПК РК и иными законами Республики Казахстан.

3. Контроль и надзор за деятельностью субъектов (объектов) контроля и надзора осуществляются в форме:
1) проверки, порядок организации и проведения которой определяется ПК РК, а в случаях, предусмотренных ПК РК, — иными законами Республики Казахстан;
2) профилактического контроля и надзора, носящих предупредительно-профилактический характер, если иное не предусмотрено Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), порядок организации и проведения которых определяется ПК РК и иными законами Республики Казахстан.

4. Профилактический контроль и надзор подразделяются на:
1) профилактический контроль и надзор с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора;
2) профилактический контроль и надзор без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора.

5. Профилактическим контролем и надзором с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора являются контроль и надзор, осуществляемые органом контроля и надзора в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 141 ПК РК, направленные на профилактику, представление рекомендации для устранения причин и условий совершения правонарушений с целью их профилактики и предупреждения наступления угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.

По результатам профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора составляется предписание об устранении нарушений без возбуждения дела об административном правонарушении.

Органом контроля и надзора возбуждаются дела об административном правонарушении при осуществлении контроля в области поддержки и защиты субъектов предпринимательства, в сферах естественных монополий, за соблюдением порядка ценообразования и обязанностей субъекта общественно значимого рынка, установленных ПК РК, а также в области охраны окружающей среды — в случае выявления нарушений на объектах I категории.

6. В случае выявления грубых нарушений в соответствии с критериями оценки степени риска, за исключением разрешительного контроля соответствия заявителя квалификационным или разрешительным требованиям до выдачи разрешения и (или) приложения к разрешению, по результатам профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в соответствии с критериями оценки степени риска орган контроля и надзора назначает внеплановую проверку в соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 144 ПК РК.

7. Профилактический контроль и надзор без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора осуществляются в соответствии с ПК РК и иными законами Республики Казахстан с соблюдением следующих условий:
1) органам контроля и надзора запрещается посещать субъекты (объекты) контроля и надзора;
2) не требуются регистрация в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов и предварительное уведомление субъекта контроля и надзора;
3) по итогам профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора в зависимости от их вида составляются итоговые документы (справка, заключение, рекомендации и другие) без возбуждения дела об административном правонарушении в случае наличия нарушения, но с обязательным разъяснением субъекту контроля и надзора порядка его устранения.

Для проведения профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора в законах Республики Казахстан определяется порядок проведения профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора с обязательным указанием целей, инструментов, способов проведения, перечня субъектов, кратности проведения, способа учета профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора.

8. Результаты анализа профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора могут являться основанием для отбора субъектов (объектов) контроля и надзора для проведения профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора.

9. Проверку и профилактический контроль и надзор с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора проводят органы контроля и надзора путем совершения одного из следующих действий:
1) посещения субъекта (объекта) контроля и надзора должностным лицом государственного органа;
2) запроса необходимой информации, касающейся предмета проверки, за исключением истребования необходимой информации при проведении профилактического контроля и надзора;
3) вызова субъекта контроля и надзора с целью получения информации о соблюдении им требований, установленных в соответствии с пунктом 2 статьи 132 ПК РК.

10. Запрещается проведение проверок по особому порядку проведения проверок и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, осуществляемых на основе критериев оценки степени риска, в отношении субъектов малого предпринимательства, в том числе микропредпринимательства, в течение трех лет со дня государственной регистрации (кроме созданных юридических лиц в порядке реорганизации и правопреемников реорганизованных юридических лиц).

11. Различают 2 вида проверок:
1) проверки, проводимые по особому порядку на основе степени риска – назначается органом контроля и надзора на основе оценки степени риска в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора, с целью предупреждения и (или) устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства;
2) внеплановые – проверки, назначаемые по конкретным фактам и обстоятельствам, послужившим основанием для назначения внеплановой проверки.
Примечание: Запрещается проведение проверок по особому порядку проведения проверок и профилактического контроля, и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в отношении субъектов малого предпринимательства, в том числе микропредпринимательства, в течение трех лет с 01.01.2020 г. по 01.01.2023 г. Указ Президента РК от 26.12.2019 г.

12. Самыми частыми основаниями внеплановой проверки субъектов контроля и надзора являются:

  • обращения физических и юридических лиц по конкретным фактам нарушений требований законодательства Республики Казахстан, неустранение которых влечет причинение вреда жизни и здоровью человека;
  • обращения физических и юридических лиц по конкретным фактам о причинении вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства, за исключением обращений физических и юридических лиц (потребителей), права которых нарушены, и обращений государственных органов;
  • обращения физических и юридических лиц (потребителей), права которых нарушены.

13. В случае выявления оснований для проведения внеплановой проверки на объектах или у субъектов, находящихся на значительном отдалении от места расположения органов контроля и надзора и уполномоченного органа по правовой статистике и специальным учетам, внеплановая проверка осуществляется без предварительного уведомления проверяемого субъекта и регистрации акта о назначении проверки с последующим его представлением в течение следующих пяти рабочих дней в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам.

Значительным отдалением от места расположения контролирующих и регистрирующих органов считается расстояние, превышающее 100 километров от места регистрации акта о назначении проверки до места ее проведения.

14. Проверка проводится на основании акта о назначении проверки государственным органом.

Профилактический контроль и надзор с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора проводятся на основании акта о назначении профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора государственным органом.

15. В акте о назначении проверки указываются:
1) номер и дата акта;
2) наименование государственного органа;
3) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;
4) сведения о специалистах, консультантах и экспертах, привлекаемых для проведения проверки;
5) наименование субъекта контроля и надзора или фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) физического лица, в отношении которого назначено проведение проверки, его место нахождения, идентификационный номер, перечень объектов контроля и надзора, участок территории.

В случае проверки филиала и (или) представительства юридического лица в акте о назначении проверки указываются его наименование и место нахождения;

6) предмет назначенной проверки;
7) срок проведения проверки;
8) правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
9) проверяемый период;
10) права и обязанности субъекта контроля и надзора, предусмотренные статьей 155 ПК РК;
11) подпись лица, уполномоченного подписывать акты, и печать государственного органа;
12) подпись руководителя юридического лица либо его уполномоченного лица, физического лица о получении или об отказе в получении акта о назначении проверки.

16. В акте о назначении профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора указываются:
1) номер и дата акта;
2) наименование государственного органа;
3) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора;
4) сведения о специалистах, консультантах и экспертах, привлекаемых для проведения профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора;
5) наименование субъекта контроля и надзора или фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) физического лица, в отношении которого назначено проведение профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, его место нахождения, идентификационный номер, перечень объектов контроля и надзора, участок территории.
В случае профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора филиала и (или) представительства юридического лица в акте о назначении профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора указываются его наименование и место нахождения;
6) предмет назначенного профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора;
7) срок проведения профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора;
8) правовые основания проведения профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, в том числе требования проверочных листов;
9) права и обязанности субъекта контроля и надзора, предусмотренные статьей 155 ПК РК;
10) подпись лица, уполномоченного подписывать акты, и печать государственного органа;
11) подпись руководителя юридического лица либо его уполномоченного лица, физического лица о получении или об отказе в получении акта о назначении профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора.

17. Акт о назначении, дополнительный акт о продлении сроков проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в обязательном порядке регистрируются в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов.
Акт о назначении, дополнительный акт о продлении сроков проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора регистрируются до начала проверки и профилактического контроля и надзора.

18. Орган контроля и надзора обязан известить в письменном виде субъект контроля и надзора (руководителя юридического лица либо его уполномоченное лицо, физическое лицо) о начале проведения не менее чем за 30 календарных дней до начала проверки по особому порядку проведения проверок с указанием даты начала проверки и предмета проведения проверки.

При проведении внеплановой проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, орган контроля и надзора обязан известить субъект контроля и надзора о начале проведения внеплановой проверки и профилактического контроля и надзора не менее чем за сутки до их начала с указанием предмета проведения проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора.
Извещение о начале проведения проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора органом контроля и надзора вручается нарочно, направляется в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо посредством электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, по адресу электронной почты субъекта контроля и надзора, если такой адрес ранее был представлен субъектом в орган контроля и надзора, или иным доступным способом.
19. Проверки по особому порядку проведения проверок, внеплановые проверки, а также профилактический контроль и надзор с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора осуществляются в рабочее время субъекта (объекта) контроля и надзора, установленное правилами внутреннего трудового распорядка.
Внеплановая проверка может проводиться во внеурочное время (ночное время, выходные или праздничные дни) в силу необходимости пресечения нарушений непосредственно в момент их совершения.
20. Должностные лица органа контроля и надзора, прибывшие на объект для проверки или профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, обязаны предъявить субъекту контроля и надзора:
1) акт о назначении проверки или профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора с отметкой о регистрации в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов;
2) служебное удостоверение либо идентификационную карту;
3) при необходимости — разрешение компетентного органа на посещение режимных объектов;
4) медицинский допуск, наличие которого необходимо для посещения объектов, выданный в порядке, определенном уполномоченным органом в области здравоохранения.

Началом проведения проверки или профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора считается дата вручения субъекту контроля и надзора (руководителю юридического лица либо его уполномоченному лицу, физическому лицу) акта о назначении проверки или профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, а также ознакомления субъекта контроля и надзора с проверочным листом с указанием пунктов требований, подлежащих проверке и профилактическому контролю и надзору с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора.

Проверка и профилактический контроль и надзор с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора могут проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое (которые) указано (указаны) в акте о назначении проверки или профилактического контроля и надзора.

21. Сроки проведения проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора устанавливаются с учетом объема предстоящих работ, а также поставленных задач и не должны превышать:
1) для субъектов микропредпринимательства — не более 5 рабочих дней и с продлением до 5 рабочих дней;
2) для субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства, а также субъектов контроля и надзора, не являющихся субъектами частного предпринимательства:
при проведении внеплановых проверок — не более 10 рабочих дней и с продлением до 10 рабочих дней;
при проведении проверок, проводимых по особому порядку, и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора — не более 15 рабочих дней и с продлением до 15 рабочих дней;
3) в области ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового рынка — не более 5 рабочих дней и с продлением до 5 рабочих дней;
4) в области соблюдения трудового законодательства Республики Казахстан в части безопасности и охраны труда на строительных объектах с учетом их технической сложности:
относящихся к технически сложным объектам, — не более 5 рабочих дней и с продлением до 5 рабочих дней;
не относящихся к технически сложным объектам, — не более 4 часов рабочего дня и с продлением до 8 часов рабочего дня.

22. При проведении проверки или профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора должностные лица органа контроля и надзора не вправе:
1) проверять выполнение требований, не установленных в проверочных листах данного органа контроля и надзора, а также если такие требования не относятся к компетенции государственного органа, от имени которого действуют эти должностные лица;
2) требовать предоставления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки;
3) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и (или) в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами, правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
4) разглашать и (или) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора и составляющую коммерческую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
5) превышать установленные сроки проведения проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора;
6) проводить проверку или профилактический контроль и надзор с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, в отношении которого ранее проводились проверка или профилактический контроль и надзор с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора его вышестоящим (нижестоящим) органом либо иным государственным органом по одному и тому же вопросу за один и тот же период,;
7) проводить мероприятия, носящие затратный характер, в целях государственного контроля за счет проверяемых субъектов.

23. По результатам проверки должностным лицом органа контроля и надзора составляются:
1) акт о результатах проверки;
2) предписание об устранении выявленных нарушений в случаях выявления нарушений.

24. Завершением срока проверки считается день вручения проверяемому субъекту акта о результатах проверки не позднее срока окончания проверки, указанного в акте о назначении проверки.

25. По результатам профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, проведенных на основании системы оценки рисков, должностным лицом органа контроля и надзора в случае наличия нарушений составляется предписание об устранении выявленных нарушений.